Дизайн стола в стиле барокко

1 мая 2012 - Администратор
article221.jpg

 

Несмотря на то, что сегодня образуются новые стили и им присваиваются собственные названия, мебель исторических стилей практически не представлена. Появляется художественная специфически спроектированная и декорированная мебель, но ее нельзя относить к стилизованной. Стилизация – процесс значительно более сложный, чем изготовление мебели в определенной стилистике. Подлинность стиля и проектировать, и воссоздавать технически архисложно, но в наш век «высоких технологий» такие возможности уже имеются.

 

В плане проектирования стилизация требует прежде всего творческого начала. Это не может быть копирование со знаменитых музейных образцов или живописных произведений. В интерпретации дизайнера должна быть передана суть стиля, образов, эпохи. Для тех, кто занимается проектированием элитной мебели важно знать также возможности древесины как конструкционного материала и современную технологию изготовления простых и сложных деталей.

Целью учебной дизайнерской работы является разработка стилизованного предмета мебели. В качестве объекта проектирования принят стол в стиле французского барокко.

 

 Стол в стиле барокко

Стол в стиле барокко.

 

На первом этапе проектирования проведены обширные предпроектные исследования художественных особенностей эпохи Барокко, которые проявились в архитектуре и мебели, других видах искусства. Рассмотрены и проанализированы экспонаты столичных музеев - образцы подлинного стиля, а также изделия более поздних стилизаторов и интерпретаторов. Проведен анализ применяемых материалов, мотивов и композиции орнаментов, технологий декорирования эпохи Барокко.


Главное, что отличает французское барокко – это повышенная динамичность форм, преобладание криволинейных форм и контуров. Общая направленность барокко в композиции объектов – это отход от статичности построения формы и возрастание роли декоративности. В предметах мебели можно отметить особенности, свойственные барочному стилю всех стран. Шкафы имеют криволинейные, часто многократно изломленные карнизы, узорные навершия (рисунок 1), популярна витая колонна. Контуры дверей, выдвижных ящиков также криволинейны. Вся мебель пышно до чрезмерности декорируется орнаментом на растительный, зооморфный и фантастические мотивы. Встречается гротеск. В технике декорирования резьба, позолота, бронза, интарсия, маркетри, вставки из мрамора и стекла.

 Декор шкафа на основе листов и завитков аканта

 

Декор шкафа на основе листов и завитков аканта

 

 

Среди предметов мебели французского барокко отмечена широкая разновидность столов: обеденные, туалетные, письменные, пристенные, консольные, геридоны. Среди этих типов практически нет одинаковых по форме столешниц и опорных элементов. Декоративный акцент несли все детали: столешницы, ножки, царги, проноги. Столы барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора, из ценных пород дерева или фанеровали. Плоскость деревянных столешниц украшалась мозаикой. Важную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

 

Комод , Андре Шарль Буль

Комод , Андре Шарль Буль (Andre-Charles Boulle) 1710г, 87.6 x 128.3 x 62.9 см

Грецкий орех, облицованный черным деревом и маркетри, мраморная столешница

 

Ножки столов выполнялись точеными в виде балясин, а в более поздние периоды – витыми и изогнутыми. Изогнутые ножки декорировались скульптурным резным орнаментом  с изображениями различных вариантов акантового листа, сплетенного с раковинами. Вся красота украшений заключается в чередовании кривых линий, перебиваемых многочисленными шаблонами, волютами и завитками, части которых обработаны очень тонкой резьбой. Особенно сложные и перегруженные ножки барочных столов выполнялись в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу. Ножки часто имеют характерный вид лапы, иногда с птичьими когтями, классический вид кабриолей.

 

Акант - один из основных мотивов античного орнамента.

Акант - один из основных мотивов античного орнамента.

 

Царги столов украшались сложной резьбой и инкрустацией. Мотив аканта, пальметты сливался с мотивом раковины.

 Виды декора ножек французского барокко

Виды декора ножек французского барокко

 

Первой задачей проектирования была разработка основной концепции: это дизайн стола, соответствующий изделиям расцвета и пика французского барокко с фигурной декорированной мозаикой столешницей, изогнутыми резными ножками, резной царгой.

На стадии эскизного проектирования из нескольких разработанных выбран наиболее насыщенный декором вариант. Основа формы столешницы в плане - прямоугольник с закруглениями по углам, симметричным фигурным контуром с неглубокими изгибами в сторону выпуклости и вогнутости по длинной и короткой стороне, с фрезерованной калевкой по контуру. Поверхность столешницы фанерованная наборная. Для основного фона выбран шпон красного дерева радиального разреза, вставки, образующие рисунок - из тангенциального шпона древесины бука и ореха. Эффект создается за счет цвета, контраста, который можно отнести к категории малого, природного рисунка древесины, а также игре света и тени при различных углах зрения. Композиция орнамента симметричная, растительного характера. В качестве элементарной фигуры выбран лепесток по типу листа аканта, широко применяемого в орнаментальных композициях французского барокко. Ножки изогнутые со скульптурной резьбой, образованы двойным завитком с опорой в виде растительного побега с нарастанием и развитием орнаментальной темы вверх и слиянием с декором царги. На крайних выступающих элементах возможно золочение по левкасу с тонким переходом по степени насыщенности.

 

Ореховый Кабинет во Дворце

 

Н. Пино. Начало 1720-х . Опубликован: «Старые годы, ноябрь, 1907  Ореховый Кабинет во Дворце А.Д. Меншикова в Санкт Петербурге. Архитектор Ж. Б. А. Леблон (?) 1716 - 1719

 

Следующими этапами проектирования стола является отработка формы, цвета, фактуры материалов, конструкций деталей и узлов с учетом характерных требований стиля.

Фото: http://ornament-i-stil.livejournal.com

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!